Я научилась отпускать ситуацию и фокусироваться на том, что действительно имеет значение — это очень полезный навык.
— В 51 год вам диагностировали неизлечимый рак кишечника, но вместо того чтобы готовиться к смерти, вы начали лечиться с помощью движений, танца, и это привело к выздоровлению. Это событие стало переломным в вашей жизни. Чем ваша жизнь после пятидесяти отличается от жизни до?
Первые пятьдесят лет я жила, чтобы танцевать. Сейчас танцую, чтобы жить. Это, пожалуй, самое главное, что для меня изменилось. Я поняла: наше тело умеет лечить само себя. Звучит фантастически, но на самом деле тут нет никакого колдовства и вообще ничего сверхъестественного. Как раз наоборот, после пятидесяти я на своем примере убедилась, что выздоровление — очень естественный процесс. Механизм самоисцеления встроен в наше тело. Нужно научиться запускать его, только и всего. У меня получилось это в 51 год, и тогда моя жизнь изменилась. Западная культура учит нас блокировать возможности собственного тела. После пятидесяти я научилась с помощью танца снимать эти блокировки.
— Предполагали ли вы тогда, в 51, что у вас впереди еще больше 40 лет, такая долгая и продуктивная жизнь?
Нет, конечно! Разве можно знать будущее? У меня вообще не было ожиданий, только сильное желание жить.
— Вот уже больше 40 лет вы преподаете свои танцевальные техники и учите людей раскрываться в танце. А чему научились вы с тех пор, как вам было 50?
За это время я поняла, что в жизни есть две главные вещи: страсть (в моем случае это танец) и семья. Семья приносит в жизнь любовь. А это жизненно важно — любить кого-то всей душой. С возрастом у меня в жизни стало намного больше любви, ведь сейчас моя семья — это две дочери, четверо внуков и уже два правнука. Представляете, сколько любви!
— Как по-вашему, что нужно сделать в пятьдесят, чтобы следующие годы стали счастливыми?
После пятидесяти очевидно, что жизнь конечна. Теперь, оглядываясь назад, я понимаю: чем раньше принять этот факт, тем лучше. Тогда становится ясно — пока мы живы, надо жить в полную силу.
— Чему научились вы с тех пор, как вам было 50?
Я научилась отпускать ситуацию и фокусироваться на том, что действительно имеет значение — это очень полезный навык. В жизни случается разное: и счастье, и горе. С возрастом я научилась с этим жить. В итоге всех этих лет я поняла, что всегда надо стараться сохранять положительный взгляд на мир. Быть счастливым, кроме всего прочего, очень полезно для здоровья.
— В 94 года вы активно преподаете и ведете мастер-классы, вы выступаете и очень много танцуете, у вас очень плотное расписание. Как вы вообще выдерживаете такой ритм?
У меня офис в лесу. Когда совсем устаю, иду на берег океана. Природа дает мне силы. Я стараюсь избегать городской среды — выбираюсь в город, только когда хочу сходить в музей или в театр. Я питаюсь от природы. Но опять-таки теперь я понимаю, что многие люди могут чувствовать себя в городах комфортно и мой рецепт не универсален.
В каждом возрасте есть свои плюсы и минусы. Не могу сказать, что я безумно счастлива от того, что мне 94 года. Но, откровенно говоря, меня этот факт совершенно не расстраивает. Нет, вообще не расстраивает, если подумать.
Для справки:
— В 51 год победила рак с помощью собственной танцевальной техники.
— В 58 лет создала некоммерческий институт, в котором преподает искусство танца.
— В 61 год разработала программу групповой танцевальной терапии, в которой с тех пор приняли участие несколько тысяч человек.
— В 94 года преподает и ездит по миру с танцевальными перформансами и мастер-классами.
Сейчас Анне Халприн 99 лет.
Текст: Татьяна Хрылова
Обман раскрылся, и доверие навсегда потеряно.
Как можно было так долго не видеть правду?
Когда разрываются узы любви, остается только безмолвная боль.
Жизнь действительно может удивить в любом возрасте.
Что, если любовь перерастает в настоящий шок?
Настало время расплатиться за все кровные обиды.