Книги
Как не странно это будет звучать сегодня, когда взрослые мечтают, чтобы их чадо открыло книгу, последние (то есть книги) веком раньше считались вредными. Врачи, педагоги, да и вообще все зрелые граждане воспринимали увлечение чтением, как вредное занятие. С момента распространения массовой грамотности и доступности книгопечатания встал вопрос о пользе чтения. Специалисты утверждали, что книги слишком сильно воздействуют на фантазию, делая ее буйной, мешают хорошему сну, портят зрение, искривляют осанку и ухудшают пищеварение. Правда, говорилось, что совсем уж не читать нельзя. Поэтому были придуманы «запреты» на некоторые книги, относящиеся к безнравственным или малопознавательным. Родители прошлого века ругали ребенка, если заставали его читающим за обеденным столом, лежа в кровати или гамаке. Так, по их мнению, поступают невоспитанные люди или портится здоровье.
Шахматы
Еще в допетровскую эпоху православная церковь возмущалась игрой в шахматы: мол, она слишком азартна и негожа для истинных христиан.
Но в те далекие времена мало у кого была возможность обрести иноземные фигурки с клетчатым полем. В середине XIX века американская общественность вдруг начала обсуждать статью о вреде шахмат для детей. В ней говорилось, что игра увлекает настолько, что ребенок забывает обо всем на свете, даже бегать и играть со сверстниками, что негативно сказывается на его развитии. Детей полностью поглощает планирование ходов, анализ ситуации на шахматной доске, даже закончив партию, они продолжают думать о ней. Эдакий смартфон XIX века. К тому же страдает психика юных игроков, болезненно переживающих проигрыш. Веком спустя во времена холодной войны американцы обвиняли русских в преднамеренном распространении шахмат, целью которого было ослабление американской нации. К счастью, антишахматное настроение осталось уделом недалеких людей.
Тепло и мясо
В XVIII-XIX веках врачи и светила педагогики были уверены, что употреблять мясо может только сформировавшийся, окрепший духом и мыслью человек. У детей оно порождает стремление к безостановочной активности, делает их сродни представителям животного мира. Да и вообще сытная еда приводит к непоседливости и шумному поведению. Руководствуясь подобными теориями, в семьях дворян и учебных пансионах детей оставляли немного голодными, практически не кормя мясными блюдами. Наиболее полезной пищей считались молоко и слегка зачерствевший хлеб.
По мнению педагогов, если от мяса дети грубели и наглели, то тепло способствовало развитию лени. Поэтому в комнатах, где проводились занятия и тем более дети спали, старались температуру держать низкой. При этом укрыться потеплее не давали. Одежду же для улицы подбирали легче, чем у взрослых. Считалось, что так закаляется тело и укрепляется дух.