Он не верил в человека на облаке
Письмо было датировано 1954 годом и адресовано немецкому философу из Принстонского университета Эрику Гуткинду. Эйнштейн в нем откровенно признавался, что слово «бог» для него — не более чем «выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — собрание почитаемых, но все еще довольно примитивных легенд».
Ученый скептически относился к религиям, но не исключал возможность существования в природе некоего величественного духа, который превосходит человеческую природу и который мы не в силах понять».
Однажды в беседе с американским коллегой Банешем Хофманом Эйнштейн произнес интереснейшую фразу: «Иногда я спрашиваю себя, устроил бы я Вселенную именно так, окажись я на месте Господа».
Эйнштейн не верил в образ Всевышнего, который воспевается во многих культурах мира. Он говорил, что на небесах точно не сидит бородатый человек, который только и делает, что следит за каждым нашим шагом.
«Все мы танцуем под музыку невидимого музыканта»
«Я не представляю себе персонифицированного божества, прямо влияющего на поступки людей и осуждающего тех, кого сам сотворил…», — говорил ученый. Но при этом добавлял, что жизнь человека контролируется силами, влиять на которые мы не можем.
«Люди, овощи или космическая пыль – все мы исполняем танец под непостижимую мелодию, которую наигрывает нам издали невидимый музыкант», — сказал он однажды.
Себя Эйнштейн не причислял ни к воинствующим атеистам, ни к верующим того времени.
Человеческий ум, по мнению Эйнштейна, не может понять Вселенную, как маленький ребенок не понимает устройство автомобиля. Мы осознаем, что все в нашем мире устроено определенным образом, но не можем определить, как именно.
«Наш ограниченный разум не способен постичь загадочную силу, которая качает созвездия», — говорил Эйнштейн .
Вселенная подчиняется строгому порядку
«Бог не играет в кости» — это еще одна знаменитая фраза Эйнштейна, которой он описывал упорядоченность законов Вселенной.
Ученый полагал, что в нашем мире нет места случайностям, все подчиняется формулам и уравнениям. Именно поэтому люди никак не могут отвечать за свои поступки перед Богом, ведь все в нашем мире происходит согласно контролирующим нас силам.
В 1932 году в Обществе Спинозы Эйнштейн выступил с речью: «Мысли, чувства и действия человеческих существ не свободны, а столь же связаны принципом причинности, как и звезды в своем движении».
Ему же принадлежит фраза о том, что при помощи совпадений Бог сохраняет анонимность.
Кстати говоря, современные мыслители с этим утверждением не согласны. Так, например, Стивен Хокинг настаивал на том, что Бог — это и есть случай.
Человек сам выбирает свой путь
Эйнштейн шутил, что в мире есть две бесконечные вещи — Вселенная и человеческая глупость. А еще уверял, что сознание, однажды расширившее свои границы, никогда не вернется к прежнему состоянию.
Вот почему ему нравилось постоянно рассуждать логически. На вопросы многочисленных поклонников, почему Бог, если он существует, допускает различные катастрофы и беды, Эйнштейн отвечал, что человеку дана свобода выбора и внутреннее ощущение верного пути. Он сам решает, как поступать в той или иной ситуации. И если он поступил неправильно, винить высшие силы в этом глупо:
„Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»… Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей.“
Мораль, по словам Эйнштейна, очень важна. Но не для Бога, а для людей. Он также признавал, что то, что сделали для человечества Иисус, Будда и Моисей оказало на него более влияние, чем современная наука.
В 1929 году известный раввин из Нью-Йорка ( Эйнштейн был иудеем) прислал Эйнштейну телеграмму с просьбой рассказать о его отношении к религии. Эйнштейн ответил, что не верит в Бога, который «хлопочет о судьбах людей», но при этом верит в «Бога, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия».
Кажется, Альберт Эйнштейн прожил жизнь, искренне веря в чудеса и понимая, что мир гораздо сложнее, чем могут себе представить даже такие гении, как он сам.
В статье использованы фрагменты речи Эйнштейна на нью-йоркском симпозиуме «Наука, философия и религия» в 1940 году, статьи «Во что я верю» для журнала «Форум и Столетие» (1930 год), его интервью для Нью-Йорка Таймс» ( 1929 год).