Categories: Жизнь

Почему люди едят землю и какая она на вкус? Объясняет землеед со стажем

Кто из нас в детстве не пробовал лизать мел? Оказывается, есть люди, которые в своем стремлении пробовать известняк заходят намного дальше и начинают буквально есть землю! О том, какая земля на вкус и что из нее можно приготовить, рассказывает автор проекта «Музей съедобной земли» Машару.

Что такое геофагия?

Геофагия – научное название практики употребления в пищу земли и различных земельных пород, таких как мел, глина и известняк. По большому счету, употребление соли в пищу – это социально приемлемый вид геофагии. Что же касается остального – в западном мире это считается пищевым извращением и описано в книге «Диагноз ментальных отклонений», опубликованной Американской психиатрической ассоциацией.

Антрополог Сера Йонг в своей книге «Жажда земли» описывает различные причины потребления земляных пород в пищу: они могут быть и медицинскими, например, при недостатке каких-то элементов в организме. В земле, в частности, в глине, очень много минералов – магнезия, цинка, кальция, железа. Все то, что содержится в современных пищевых добавках, которые можно купить в аптеке.

Помимо этого, глина обладает очищающими свойствами, действуя как активированный уголь и выводя из организма токсины.

Поэтому ее часто едят для очищения в медицинских целях. В некоторых уголках планеты есть такая практика: если человека укусила змея или произошло какое-то отравление, например, ребенок выпил средство бытовой химии, то нужно сразу же начинать есть землю.

Лично для меня во время этой практики создается ощущение заземления, оно успокаивает. Людям нравится вкус, запах, даже хруст глины или мела. Также многим инстинктивно хочется поесть глину после того, как они съели что-то не очень полезное, например, чипсы.

Карта Музея съедобной земли. Источник www.museumofedible.earth

Как появился «Музей съедобной земли»?

Мне с детства хотелось есть землю. Моя бабушка говорит, что когда мне был год и восемь месяцев, меня сложно было оторвать от земли во время прогулок – это была глина, смешанная с песком и черноземом. Видимо, тогда и случились первые опыты землеедения.

Мое первое образование – математика и кибернетика; второе – фотография. Тема геофагии в моей художественной практике началась в 2012 году, с проекта съедобной керамики, сделанной из образцов глины, обожженой при низких температурах. Такая посуда не рассыпалась от воды, но была мягкая и легко откусывалась. С этого началось изучение различных сортов глины, какая она бывает и откуда, поездки в разные страны. К 2017 году у меня уже скопилось некоторое количество образцов земли и захотелось их классифицировать – так начал разрабатываться «Музей съедобной земли». С тех пор много людей мне пишут, делятся своими историями, просят обменяться образцами или купить их. Это путешествующий музей, он представлялся в восьми странах, но основная точка, где все хранится – это Амстердам. Сегодня в коллекции около 400 образцов из 34 стран.

Одноразовая съедобная посуда из глины, с которой начался музей, 2013 г. Источник www.masharu.nl

Где земля особенная?

Образцы в музее постоянно пополняются и исчезают, так как их едят на разных выставках. Я закупаю образцы, когда путешествую, а некоторые покупаю в интернете. Мне очень нравятся обвяленные образцы, в основном они из африканских стран, например, мягкие камни эко из Нигерии. В процессе обвяливания они становятся красивыми, блестящими, глянцевыми. Есть интересные образцы из Гватемалы под названием «хлеб божий» (pan de dios) – это священная земля для духовного очищения, которая производится церковью в виде таблеток с религиозными изображениями. Вкус у них тоже специфический – это белая глина, смешанная с известняком, в котором попадаются мелкие камешки – ее нужно есть осторожно, чтобы не сломать зубы.

Еще интерсный образец ампо из Индонезии – это снек, который обжаривается на костре, в него добавляются специи и он закручивается в трубочки. К сожалению, его у меня осталось немного, так как все съели, теперь я думаю, что придется ехать за ним еще раз.

Из российских образцов интересные кебрийские глины из Ленинградской области и белгородский мел (продается как пищевой продукт по всему миру).

Тот самый «Божий хлеб». Источник www.museumofedible.earth

Землееды – кто они?

Мне приходилсь встречаться с большим количеством удивительных землеедов. Например, в Литве живет женщина по имени Станислава, которая утверждает, что уже много лет ест только землю. Однажды у нее обнаружили онкологическое заболевание, и врачи сказали, что она проживет только два месяца. Она перестала есть нормальную пищу и начала есть землю. И вот живет уже 10 лет. Я не знаю, правда это или нет, но мне удалось увидеть, что Станислава ест очень много земли – она водила меня на места, где набирала смешанные породы в лесу под корнями деревьев. Правда, эта земля для меня была тяжеловата, в ней много песка, ее тяжело есть, но мне она понравилась своей разнородностью. Бывают люди, которые едят очень большие количества глины и даже кажется, что это какие-то сверхспособности.

Станислава Монтвилена из Литвы. Источник www.instagram.com/masha7ru

Какой вкус у земли?

Вкусы земли очень разные: она бывает соленая, с горчинкой, кислая, похожая по структуре на шоколад или на какао, с фруктовыми оттенками, с сильными привкусами леса или серы, зеленого лука или пыльных залежей, подвала или грибов. Мы разработали круг вкусов земли, там есть много ассоциаций. Попадается и молочный вкус, в основном, это белая глина, каолин. У кембрийской голубой глины из Ленинградской области болотный привкус. Встречается вкус обвяленный – глину иногда обвяливают на огне перед продажей.

Интересны не только разнообразные вкусы земли, но даже запахи и структура. Глина бывает липкая, хрустящая, однородная или рассыпающаяся, состоящая из смеси разных пород. Иногда едят землю со стен домов, если они сделаны из глины, в деревнях рассказывают, что иногда едят русскую печку – таким образом люди в деревнях лечатся, например, от болезней желудка. Недавно у меня была выставка в Архангельске, где было несколько образцов печек, которые мне удалось собрать по Архангельской области.

Часть образцов из коллекции музея. Источник www.museumofedible.earth

Можно ли приготовить что-то из земли?

Землю едят и сырой, и обработанной – ее можно высушить, тогда в ней становится меньше бактерий. Часто землю обвяливают на костре и она приобретает привкус дымка. Иногда используют какие-то формы и готовят со специями. Раньше в разных культурах был распространен хлеб с землей: даже в Германии после Второй Мировой войны запатентовали хлеб с торфом, но в результате его промышленное производство не было разрешено. На Гаити пекут пирожки с глиной – это тоже последствия голода и нехватки продовольствия. У меня был опыт по выпеканию пирогов и тортов с землей совместно с поварами – получалось очень интересно, например, в Архангельске с рестораном поморской кухни. Существуют и разнообразные рецепты запекания в глине: рыбы, картофеля, яиц.

Мой коллега Алан по «Музею съедобной земли» добавляет белую глину в кофе вместо молока. Ему нельзя пить кофе по медицинским показаниям, а глина нейтрализует кислотность напитка. Также он готовит соусы к пасте с глиной.

Курица, запеченная в глине, совместная работа с Диной Россоу (Dina Roussou). Источник www.masharu.nl

Безопасно ли есть землю?

Чаще всего употребляют в пищу глину, известняк, в которых отсутствуют какие-либо органические вещества. Это уменьшает риск попадания в организм опасных бактерий, живущих в черноземе и в породах, в которых может что-то расти. В земле содержится вся таблица Менделеева: там могут быть как очень полезные элементы, так и токсичные – мышьяк, свинец, диоксины. Есть много научных исследований по геофагии, в которых отражены как позитивные моменты, так и негативные.

Земля может быть токсична везде, как в городе, так и на природе. И там тоже могут быть токсины, они создаются не только человеком, а могут быть природными. Конечно, не надо есть землю вблизи химических заводов, где происходят выбросы, или там, где в земле может быть радиация. И точно не стоит есть землю в Москве, по крайней мере в больших количествах.

Новые статьи

  • Истории

«Ты должна нас понять!» — воскликнула Оксана в гневе, не осознавая, что разрыв с матерью уже неизбежен

Когда разрываются узы любви, остается только безмолвная боль.

1 день ago