В мою новую квартиру приехали три подруги. В разное время. Одна живет в Германии, другая — в Москве, третья в Ташкенте.
Аделина из Германии удивилась тому, что интерьер очень простенький и даже бедненький:
«А жить ты когда собираешься? В старости уже ничего не захочешь. Жить надо сейчас! Купи шторы из дорогой ткани, купи самый дорогой диван, к которому лежит душа. Купи дорогую бытовую технику!»
На мое предположение, что в наши дни техника среднего класса тоже неплохо работает, она ответила:
«Ну и что! Зато ты будешь знать, что окружила себя самым лучшим! Это другое мироощущение! Я, например, всегда выбираю самое дорогое, всегда бронирую только лучшие номера в пятизвездочных гостиницах!»
Аделина уехала и я думала над ее словами. Запретила ли я себе — намеренно или неосознанно — тратить деньги на дорогой интерьер? Нет. Я в нем не нуждалась.
Наташа из Ташкента, оглядев квартиру, спросила куда я запрятала антиквариат, почему ей не показываю? Ведь знаю же, что она ценитель. Где картины, книги, серванты, царские самовары, фарфор, шкатулки?
Я ответила, что ничего антикварного в доме нет.
Может, есть пару статуэток ЛФЗ где-то в глубинах шкафа.
«А случись что, на что ты жить будешь? Всегда надо иметь то, что можно быстро продать или обменять. Антиквариат идет лучше, чем ювелирные украшения. Хотя бы сервиз нужно дома держать!»
Не хочется думать о плохом, но, возможно, Наталья права. Жизнь — штука непредсказуемая. Мои мама и бабушка теряли сбережения, деньги превращались в фантики, а статуэтки и сервизы целы и выросли в цене.
Даша из Москвы, которая в свои 40 лет так и не обзавелась собственным жильем и до сих пор квартиру снимает, сказала, что, наверное, хватит мечтать о Москве, и лучше квартира в регионе, чем вообще ничего.
Но были бы деньги, она бы над интерьером поработала…
Мне кажется, что интерьер — это своего рода отражение души. Люди рассматривают и удивляются: а у меня не так, а у меня было бы по-другому. Ярче, гуще, дороже… Модно, стильно…
Совершенно случайно мне на глаза попалась цитата писательницы Виктории Токаревой:
«Тяга к дорогим вещам — комплексы, которые пришли к нам от бедности советской жизни. Не было ничего, поэтому хочется иметь ВСЕ. А люди, которые могут позволить себе ВСЕ, — теряют к этому интерес. Главное — предназначение.»
Итальянский режиссер Тонино Гуэрра говорил, что человеку не нужно больше, чем было у него в детстве. А наш, отечественный маэстро — Георгий Данелия, был уверен, что все материальное — тлен.
Где-то я читала, что чем меньше любят человека, тем больше ему хочется баловать самого себя и окружать себя дорогими вещами. А если человека любят, то ему и японского минимализма достаточно для полного счастья.