Она была повсюду — на кухне, в ванной, в спальне. Постоянно перекладывала её вещи, выбрасывала продукты, комментировала каждое действие.
— Она не критикует, а просто хочет помочь советом.
— Да это одно и то же! Она говорит, что я плохо готовлю, что у нас всё старое и убогое, что я питаюсь неправильно!
— Юлия, ну успокойся. Ты всё воспринимаешь слишком остро. Мама всегда была такой — ей нужно всё держать под контролем. Ей непросто перестроиться.
— А мне каково? Я в собственной квартире чувствую себя чужой! Андрей, поговори с ней. Попроси хотя бы пореже приходить.
Муж тяжело вздохнул и подошёл к окну.
— Я не могу так прямо сказать ей. Она обидится. Сейчас ей и так нелегко — вышла на пенсию, чувствует себя ненужной. А если я ещё и оттолкну её…
— То есть она для тебя важнее меня?
— Не говори ерунды. Просто нужно немного потерпеть — она привыкнет к новому укладу.
Юлия промолчала. Она ушла в ванную комнату, закрылась и включила душ. Под струями воды она вспоминала времена, когда их квартира была тихой гаванью — местом уюта и покоя. Теперь же это пространство ощущалось как захваченная территория.
***
Прошла ещё неделя. Валерия приходила ежедневно. Иногда появлялась с утра пораньше — ещё до того как Юлия с Андреем уходили на работу — под предлогом приготовить завтрак. Порой приезжала днём и оставалась до самого вечера.
Однажды Юлия вернулась домой в обеденное время — у неё был сокращённый день на работе. Открыв дверь, она услышала голоса из комнаты: Валерия разговаривала по телефону.
— Да-да, Ярина! Представляешь себе? Живут как студенты какие-то! В холодильнике пусто постоянно, готовить не умеют совсем! Хорошо хоть я теперь каждый день прихожу — навожу порядок… Что? Конечно говорила им уже: пора бы детей заводить! А Юлька всё на работу ссылается… Карьеру строит! А время-то идёт… Нет-нет, Андрей ничего не говорит — он у меня мягкий мальчик… Но я-то вижу: хочет малыша…
Юлия замерла в прихожей с бешено колотящимся сердцем. Осторожно прикрыв дверь за собой, она вышла на лестничную площадку.
Достав телефон из сумки, написала Андрею: «Твоя мама обсуждает нашу личную жизнь со своими подругами прямо у нас дома! Говорит всем подряд о том, что я не хочу детей».
Ответ пришёл спустя пять минут: «Ну маме ведь тоже надо с кем-то поговорить… Не принимай близко».
Юлия опустилась на ступеньку лестницы и закрыла лицо руками. Ей хотелось закричать от бессилия… но вместо этого она просто сидела молча и слушала приглушённые голоса за дверью: свекровь продолжала обсуждать их жизнь с Андреем как будто это было её дело.
Спустя полчаса Валерия наконец ушла из квартиры. Юлия вошла внутрь без сил и опустилась на диван; взгляд её был устремлён в одну точку.
Вечером произошёл первый серьёзный конфликт.
— Твоя мама сегодня рассказывала Ярине о том, что я якобы не хочу детей и только карьеру строю! — выпалила Юлия сразу после того как Андрей вошёл домой.
— И что тут такого? Она же просто поболтала с подругой… Это ведь не интервью для газеты!
— Андрей! Это наша личная жизнь! Как она смеет обсуждать такие вещи?!
— Ну поделилась… У неё ведь никого нет рядом сейчас… Папа постоянно в разъездах…
— Пусть тогда займётся чем-нибудь полезным или найдёт себе друзей по интересам! Но пусть перестанет жить у нас дома словно хозяйка!
— Перестань истерить уже… Мама просто переживает за нас…
— Переживает?! Она вмешивается во всё подряд! Звонит тебе по пять раз за день! Без спроса трогает мои вещи! Всё критикует!
— Да ничего она такого…
— Ещё как критикует! Вчера заявила мне всерьёз: мол хлеб режу неправильно!.. Хлеб!!! Оказывается есть «правильный» способ резки хлеба!
Андрей сел рядом и устало провёл рукой по лицу.
— Послушай… Я понимаю тебя… Правда понимаю… Но мама сейчас переживает непростой этап жизни… Всю жизнь работала без остановки – а теперь вдруг оказалась никому не нужной… Давай попробуем немного потерпеть? Пока она адаптируется?
— Сколько терпеть?! Неделю? Месяц? Год?! Она уже полгода как на пенсии!
— Ну я сам не знаю… Может действительно стоит поговорить с ней? Попросить заходить реже?
— Вот именно – попроси!
Но уже следующим утром Валерия снова появилась у них дома – очевидно Андрей так ничего матери сказать не решился…
***
Прошло ещё две недели. Юлия стала задерживаться после работы всё чаще – порой просто бродила по торговому центру без цели: заходила в магазины или рассматривала витрины – лишь бы отсрочить возвращение домой до позднего вечера…
Однажды вечером возле своей квартиры она столкнулась с соседкой Оксаной – та выходила выбросить мусорный пакет.
— Приветик тебе… Ты чего такая бледная? Заболела?
— Нет… Просто очень устала…
Оксана внимательно посмотрела на неё:
— Слушай… Может зайдёшь ко мне ненадолго? Богдан повёз детей в кинотеатр – а я только чайник поставила…
Юлии хотелось отказаться… но мысль о том, что дома может быть Валерия – отбивало всякое желание туда идти…
— Давай зайду…
Они устроились за кухонным столом у Оксаны; та достала печенье и налила чай:
— Рассказывай давай уже честно – что случилось?
И вдруг слова сами полились из Юлии – про ежедневные визиты свекрови; про постоянные перемещения вещей; про сплетни за спиной; про то как Андрей будто бы ничего этого даже не замечает…
Оксана покачала головой:
– Боже мой… Я думала только мне так «повезло»…
– У тебя тоже такое было?
– Было… Три года назад свекровь приехала из Згуровки погостить «на пару недель»… В итоге прожила четыре месяца подряд!.. Я чуть рассудка не лишилась!.. Всё критиковалось ею напропалую: от воспитания детей до выбора книжек для чтения!.. Даже одежду детям выбирала сама!
– И как ты справилась?..
– Богдан наконец понял всю картину целиком… Как-то возвращаюсь домой – а его мама рассказывает детям сказочки типа «мама ленивая», потому что ужин готовит только один раз в день!… Старшему тогда шесть лет было – он потом повторил это слово в слово!… Вот тут Богдана прорвало окончательно!… Он сел вечером с матерью серьёзно говорить – без сантиментов!… Объяснил ей чётко: ты здесь гостья!.. Не нравится уклад нашей семьи? Возвращайся домой…
– И что?.. Обиделась?
– Конечно обиделась!… Неделю дулась молча… Потом собрала вещи да уехала обратно… Три месяца вообще ни слуху ни духу от неё!… Потом потихоньку начала звонить снова… Сейчас приезжает максимум дважды в год – недели на две-три максимум…. И ведёт себя соответственно — спокойно сидит гостем…
Юлия слушала внимательно; внутри всё болезненно стягивалось узлом… У Оксаны муж смог стать рядом с ней плечом к плечу… А вот Андрей…
Оксана вдруг наклонилась ближе:
– Знаешь главное?.. Богдан тогда понял простую вещь: его настоящая семья теперь мы — я и дети!… А родители остались родительской семьёй прошлого этапа жизни!… Он маму любит конечно же…. Но приоритеты должны быть расставлены правильно…. Если приходится выбирать между комфортом жены или матери — он выбирает жену…. Потому что именно со мной он будет жить дальше всю жизнь…. растить наших детей…. стареть вместе….
Юлия тихо прошептала:
– А вот Андрей этого совсем не понимает…
