«Я не ресторан! Это не шведский стол!» — решительно заявила Маричка, отстаивая границы своего дома

Сказала твёрдое нет — и стало легче

Маричка переставляла статуэтки на полке, одновременно смахивая пыль рукавом. Каждую пятницу она устраивала генеральную уборку — вне зависимости от того, ожидались ли гости. Чистота давно стала не просто привычкой, а чем-то вроде навязчивой идеи. В свои пятьдесят восемь она ощущала: порядок в доме — последнее, что ещё под её полным контролем.

Завибрировал телефон. Маричка тяжело вздохнула — уже догадывалась, кто звонит.

— Да, Зоряна, — произнесла она усталым голосом, прижимая трубку к уху и одновременно натирая журнальный столик до блеска.

— Маричка! Ты чем занята? Мы с Юрием и детьми решили заглянуть к вам ненадолго! Уже почти подъехали. Надеюсь, не помешаем?

Маричка закрыла глаза. Снова то же самое. Её ставят перед фактом — не спрашивают разрешения, а просто уведомляют. И этот притворно вежливый вопрос в конце — как будто у неё есть выбор.

— Конечно, заходите, — ответила она без выражения. — Когда ждать?

— Минут через двадцать! И мы не одни — с нами Кирилл будет. Ты ведь не против?

Маричка крепко сжала трубку; костяшки пальцев побелели. Пятеро взрослых и трое детей без предупреждения… И ведь никто даже не предложит помочь.

— Хорошо, жду вас, — коротко сказала она.

Положив телефон на столик, Маричка резко повернулась к шкафу с посудой. Достала большие тарелки и маленькие блюдца, чашки… Руки двигались автоматически. Мысли роились в голове как разъярённые осы.

«Всю жизнь готовлю для всех, убираю за всеми… А меня воспринимают как домработницу? Как бесплатную столовую?»

За окном показалась машина брата мужа. Маричка застыла у окна: из авто высыпали дети — Назар и Надя; за ними Зоряна с Юрием; следом подъехал внедорожник Кирилла.

— Владимир! — позвала она вглубь квартиры. — Приехали твой брат с семьёй и Кирилл!

Муж вышел из кабинета спокойный и невозмутимый – как всегда расслабленный и ни о чём не тревожащийся. Ему-то волноваться незачем: готовить или развлекать гостей предстоит не ему.

— Чего ты кричишь? – поправляя очки на носу, буркнул он. – Сейчас встречу…

Маричка промолчала и только крепче сжала губы. Из прихожей уже доносились голоса гостей и детский смех; домофон звякнул – соседи снизу впустили Кирилла.

— Маричка! – Зоряна ворвалась первой: громкая и пышная женщина раскинула руки для объятий. – Как же давно мы не виделись!

«Прошёл всего месяц… Тоже тогда без предупреждения», – подумала Маричка про себя, но натянула улыбку и обняла родственницу. От Зоряны пахло сладкими духами вперемешку с морозным воздухом.

— Проходите-проходите… – пригласила хозяйка дома сквозь улыбку; хотя гости уже вовсю разувались и проходили внутрь так уверенно, будто были у себя дома.

Дети пронеслись мимо неё вихрем прямо в гостиную – только ветер свистнул за ушами.

— Назар! Надя! Осторожнее! – крикнула она им вслед; но те уже спорили из-за пульта перед телевизором.

Зоряна бросила сумку на тумбочку в прихожей и прошлась мимо зеркала пальцами по волосам – оставив отпечатки на стекле. Маричка проводила взглядом эти следы на зеркале… Еле удержалась от желания тут же их стереть.

Пока все обменивались приветствиями и новостями в гостиной, хозяйка машинально направилась на кухню. Холодильник был полон – это радовало: продуктов хватит на всех без экстренного похода в магазин. Она достала сырную нарезку, колбасу, масло и банку солёных огурцов из погреба. На столе уже стояла конфетница – чтобы было чем занять гостей до основного блюда.

— Мамуль, тебе помочь? – Наталья появилась в дверях кухни тихо и незаметно. Она недавно снова переехала домой после развода — временно жила у родителей.

— Нарежь хлеба пока что… – кивнула Маричка ей навстречу; сама тем временем вынимала из духовки противень с курицей – запекла утром для семейного ужина заранее.

— Тётя Зоряна опять без предупреждения? – спросила Наталья шёпотом между делом, ловко управляя ножом по батону хлеба.

— А когда было иначе? И ещё Кирилл прицепился… Хоть бы кто позвонил заранее…

— Мамочка… ну это же родня всё-таки… Не бери так близко к сердцу: они ведь ненадолго пришли…

Маричка ничего не ответила дочери вслух: та ведь никогда сама не готовила ужин для восьми человек внезапно или не бегала по квартире со шваброй после визита шумной компании детей… Ей легко судить со стороны…

Из гостиной донёсся громкий хохот Веры:

— Маричка! У тебя там ничего сладенького к чаю нет?

Рука хозяйки застыла над курицей с ножом наперевес…

«К чаю?.. Я даже чайник ещё не поставила!»

– Сейчас будет! – откликнулась она бодро насколько смогла натянуть голос под гостеприимство…

И снова перед глазами всплыли бесконечные сцены чаепитий: приходят родственники толпой… едят… смеются… уходят… А потом остаётся гора посуды да липкие следы от варенья на скатерти… И всё это убирает одна она…

Поднос с закусками тянул руки вниз тяжестью привычной ноши… Сколько таких подносов прошли через её руки за жизнь? Уже невозможно сосчитать…

В гостиной все устроились удобно: Юрий развалился прямо в кресле Владимира — любимое кресло мужа! А тот даже бровью не повёл: сел скромно сбоку дивана… Дети растянулись перед телевизором на ковре… Кирилл вместе со своей женой Кристиной заняли диванчик у стены… Зоряна уселась рядом у окна…

– Ого-го! Закусочки пошли! – оживился Юрий сразу же при виде еды.– Маричка как всегда всё продумала!

Хозяйка молча улыбнулась краешком губы и расставила тарелки по журнальному столику аккуратно одна за другой:

– Сейчас принесу курицу…

– А гарнир какой-нибудь есть? – спросила Кристина рассеянно глядя в экран телефона даже не взглянув вверх.

Маричка замерла лишь на миг прежде чем выпрямиться:

– Картошка запечённая была приготовлена заранее для семейного ужина…

– Семейного?! Да мы же семья твоя родная! Правда ведь, Владимир?! – всплеснула руками Зоряна театрально перебивая её слова…

Муж неопределённо пожал плечами:

– Ну да-да… конечно семья…

Предательский нейтралитет…

– Конечно…, – процедила сквозь зубы Маричка себе под нос прежде чем уйти обратно на кухню…

Наталья тем временем раскладывала чашки по большому подносу:

– Мамочка… ты выглядишь так будто сейчас взорвёшься… Расслабься немного: накормим их да отправим восвояси…

– «Накормим»?! Это я должна кормить всех подряд?! Они хоть раз спросили удобно ли нам сегодня принимать гостей?! Может вообще-то были планы?!

– Были планы?.. Какие именно?..  – удивилась Наталья искренне

– Нет!.. Но могли бы быть!..  Это вопрос уважения!.. Люди воспитанные звонят заранее!.. Спрашивают!.. А эти приезжают толпой да ещё требуют обслуживания!…

Продолжение статьи

Медмафия